Портреты милейшего зверя или плохие голландские коты

539

Из: tanjand.livejournal

Уморительно смешное исследование пользователя «Живого Журнала» tanjand, которое весьма убедительно доказывает, что голландцы совершенно не умели рисовать котов. Нет, правда, эти коты – ужасны!

Передаём слово автору.


Женщина с киской. Йоханнес Гронсвельд, Аврааму Блумарту, 1679–1728


«Подбирая для субботнего поста картины с кошками в голландской живописи я поняла, что, несмотря на огромное количество мурлык, созданных мастерами, они, в основном, плохие.

А некоторые просто ужасны.

Конечно, понятие «плохо – хорошо» в искусстве, в большинстве случаев, субъективно. Скажешь, что хорошо и обязательно найдется кто-то, думающий иначе. Скажешь: «Плохо!», получишь критику наоборот.

Но есть некоторые критерии для оценки работ. Например, точность рисунка, анатомия человека или животного. С этой точки зрения кажется, что голландцы не умели рисовать котов.

На самом деле это – повествовательная живопись, она и не требует верного рисунка. Главное – изобразить сюжет, рассказать о событии, например, о коте – ворюге.

Их кошки часто выглядят такими сумасшедшими! Придирчиво выписанная шубка, почти человеческое лицо, неестественные пропорции, странно вывернутые лапки.

И они часто воруют рыбу.

То есть, пишется великолепный натюрморт с рыбой, а в нем кот – как исчадье ада. Как у Питера Класа. Это отличный художник с точной живописью, его натюрморты часто тональные, и большую роль в них играет освещённый предмет на первом плане. Вот здесь кот не на первом, но и это не оправдывает его зверскую рожу:

Питер Клас. Натюрморт с рыбой. ок. 1650-1660

Питер Клас Натюрморт с рыбой 1656

Это была только разминка.

Валлерант Вайлант. Кот с рыбой, между 1665-1675

Валлерант Вайлант. Натюрморт с рыбой и котом. Между 1640-1660

Ян Хендриксен, 1781-1828

Николас Мас. Девочка у колыбели, ок. 1655 

Корнелис Фисшер. Старая женщина с ножом 

«Кошка хочет есть, но мыши быстрые; Не забудем о ней». Йоханнес Канневет, 1725-1780

Корнелис Сафтлевен. Мальчик с кошкой на коленях. 1645

Серьёзно? Вы уверены, что это кошка?

«Кот, смотрящий через забор» голландского живописца Корнелиса Сафтлевена (1606-1681). А этот «правильный». Наверное, потому, что это –  тромплей. Все детали композиции изображены в натуральную величину и кажется, что из темного проема в деревянной панели смотрит живой кот.

Вот такие коты жили в Голлании. На самом деле существовало клише – определенный взгляд на животное, который начал меняться с середины 19 века. Тогда стали появляться привычные нам милые очаровашки. Котики, к которым мы привыкли, это изображение не натуры, а её сути. Кот – «маленькое мимими», и на просторах изо появляются стилизованные мурлыки, они нам кажутся «правильными». Интересно, какие изображения будут казаться правильными нашим внукам?

Из: tanjand.livejournal

Жми "Нравится" и получай только лучшие посты Facebook